Основные черты рефлексологии положений

При вызывании реакций положения оказываются разнообразные раздражения на суставы, суставные сумки, сухожилия, вестибулярный аппарат, рецепторы мышц, реагирующие на растяжение, и т. д. Вытекающие отсюда афферентные импульсы носят преимущественно проприоцептивный характер. К ним добавляются экстероцептивные (прикосновение) и интероцептивные (висцеральное движение, плевра и средостение) раздражения, которые в рамках вызывания реакций положения возбуждают ЦНС. Быстрая смена положения при выполнении реакций положения также ведёт к характерным афферентным потокам от визуальных рецепторов.

При точном выполнении реакций положения следует ожидать постоянной афферентный приток от различных источников раздражения. Следует характерный, воспроизводимый ответ ЦНС на сложное, однако «нормированное» в своей совокупности, раздражение.

В этом смысле каждая реакция положения представляет собой характерную афферентную единицу, создающую доступ к постуральной и двигательной модели, которая в случае необходимости – с точки зрения взаимодействия индивидуума с окружающей средой – предоставляется центральной нервной системой.

В разных реакциях положения эти афферентные единицы разные (например, проба на тракцию и реакция Ландау). Однако в рамках специфичной для каждой из них глобальной реакции наблюдаются однородные частичные модели (например, положение ног при пробе на тракцию и реакции Ландау). Эти характерные однородные частичные модели, выходящие за рамки одной реакции, являются следствием процесса координации в центральной нервной системе, который находится в строгом соотношении с возрастом ребёнка.

Типичными частичными моделями этого вида являются следующие

Модель движения рук наподобие рефлекса Моро

В период новорожденности при реакциях по Коллису, Пейперту-Исберту и Войте проявляется горизонтальное движение рук, известное как рефлекс Моро.

Горизонтальное подвешивание по Коллису, вертикальное подвешивание по Пейперту и
реакция Войты


Вне данной «голокинетической» фазы развития поведение рук при реакции Пейперта-Исберта между 6-й и 12-й неделями походит на тоническую составляющую рефлекса Моро, наблюдаемую во 2-й половине 1-го триместра. При реакции Войты этот вид реакции появляется только после 10-й недели и сохраняется до 20-й недели. При горизонтальном подвешивании по Коллису она проявляется только с 7-й по 8-ую неделю развития.

Синергизм сгибания ног

Положение ног при реакции Ландау, при аксиллярном подвешивании и приближённо также при пробе на тракцию в первой фазе одинаково. Инертное согнутое положение ног при аксиллярном подвешивании и при реакции Ландау сохраняется на протяжении всего первого триместра, при пробе на тракцию – пропадает уже в середине 1-го триместра.

Реакция Ландау, аксиллярное подвешивание и проба на тракцию


Происходит активное подгибание ног к телу. Мы называемым эту постуральную и двигательную модель синергизмом сгибания ног. При пробе на тракцию он появляется в середине 1-го триместра, при аксиллярном подвешивании и реакции Ландау – на рубеже 1-го и 2-го триместров, при реакции Войты – только на рубеже 4-го и 5-го месяцев. Уменьшение синергизма сгибания ног также происходит во всех названных реакциях, однако к различным моментам.

Значение рефлексологии положений в диагностике развития

Реакции положения представляют собой сложные позы, принимаемые после резкого изменения положения тела, и движения, ведущие к этим позам. Для того, чтобы они могли получить клиническое применения, необходимо

  • чтобы двигательные ответы на изменение положения тела были видимыми и закономерными, то есть воспроизводимыми.
  • чтобы двигательные ответы отражали реактивность центральной нервной системы в различных фазах развития.
  • чтобы нормальные реакции можно было отличить от анормальных.

Уже Моро выразил подобные представления относительно открытого им рефлекса. Ландау также постулировал в похожей форме фазы развития своей реакции положения. Мы придерживаемся представления о различных фазах развития реакций положения по следующим причинам:

  • Автоматическое управление положением тела является активным процессом. Оно представляет собой крайне сложную функцию ЦНС, имеющуюся уже в период новорожденности.
  • Реакции положения, являясь рефлекторными движениями или рефлекторными позами, имеют видимое кинезиологическое содержание. В них задействована видимая игра мышц.
  • На основе нормальных реакций положения можно судить о других функциях ЦНС.

На основе выполненных «по всем правилам искусства» реакций положения можно сделать, например, следующие выводы:





Ребёнок, в конце 2-го триместра демонстрирующий постуральные реакции, соответствующие его возрасту, обладает следующими способностями (см. изобр. сверху)

  • Ребёнок может выполнять хватательные движения с лучевой стороны. Предпосылками для этого являются пронация предплечья, полное открытие кисти и отведение пясти. Всё это демонстрирует нам горизонтальное подвешивание по Коллису.
  • Ребёнок в положении на животе может опираться на ладони. Он достиг способности симметричного опирания на локти, а также опирания на один локоть. За счёт этого в положении на боку одна рука освобождается для хватания.
  • В будущем ребёнок не будет страдать существенными расстройствами стереогнозии – при условии развития без нарушений.
  • Хватательный рефлекс кисти угас. Это служит предпосылкой для нормальной опорной функции кисти.
  • Ребёнок может скоординировано переворачиваться из положения на спине в положение на животе. Для требуется сегментное управление соответствующей опорной функцией в плечевом и тазовом поясе, а также опорной функцией туловища в положении на боку. Ребёнок, переворачивающийся всем телом, не может опираться на боку. Эту функцию мы распознаём по окончании 2-й фазы в реакции Войты.
  • Обнаруживается оптико-фациальный рефлекс (рефлекторное моргание на оптическое раздражение). В противном случае приходится исключить нарушение зрения или думать о проблемах умственного развития. 3-ья фаза реакции Пейперта-Исберта не только определяет окончание 2-го триместра, но и предполагает наличие зрительной составляющей в управлении постуральной реактивностью.
  • Если достигнутая ступень развития совпадает с хронологическим возрастом ребёнка, то существенное нарушение умственного развития исключается.
  • Детского церебрального пареза нет, если названные реакции положения протекают нормально. Потому что любое развитие на фоне церебрального пареза, даже минимального, уже в первые недели жизни характеризуется нарушением постуральной реактивности, что проявляется в анормальных или дисгармоничных реакциях положения. Дисгармоничные означает, что одновременно наблюдаются частичные модели различных стадий развития (например, руки соответствуют более низкому уровню выпрямления тела, чем ноги).
  • Если достигнутая ступень постурального развития соответствует хронологическому возрасту, то исключается врожденное гормональное или метаболическое нарушение в тяжёлой форме с патологическими последствиями для умственного и/или двигательного развития.

Постуральный биологический возраст определяется до ознакомления с хронологическим возрастом!

Соответствие между уровнем постуральной реактивности, ступенью развития выпрямления, фазной (спонтанной) подвижностью и хронологическим возрастом указывает на нормально развитого ребёнка с нормальным прогнозом развития.

Автор : btamedia